Приёмы привлечения и удерживания внимания учащихся во время урока

СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА

МОУ "С(К)ОШИ №3" города Магнитогорска

Приёмы привлечения и удерживания внимания учащихся во время урока

 

   

Название приёма

Описание приёма

1. Голосовая и эмоциональная модуляция

Изменение интонации, тембра, высоты, громкости голоса (от крика до шёпота).

2. Модуляция темпа речи.

Выдерживание паузы, изменение темпа от нарочито медленной речи до скороговорки. Резкое изменение скорости речи.

3. Прерывание речи, использование антиципации (догадки).

Прерывание речи на словах, достаточно очевидных для аудитории с требованием произносить их вслух всеми, кто догадался.

4. «Провалы памяти».

Якобы забывание достаточно очевидных для аудитории элементов сообщения с просьбой помочь вспомнить.

5. Жестикуляция.

Сопровождение речи мимикой и адекватной содержанию эмоциональной и иллюстративной жестикуляцией. Ладони раскрыты, жесты широкие и свободные.

6. Риторические вопросы.

Повторение основных моментов сообщения в форме вопроса, на который после небольшой паузы ответ даёт сам докладчик.

7. Контрольные вопросы.

Задаётся вопрос по только что изложенному материалу с требованием исчерпывающего ответа.

8. Наводящие вопросы.

В случае затруднения с ответом на контрольный вопрос, задаётся вопрос, косвенно описывающий смысл изложенного ранее фрагмента изложения.

9. Вопросы-предложения, смысловая антиципация, выводы.

На основании изложенного задаётся вопрос - предложение, требующий для ответа смысловой догадки (о чём далее пойдёт речь и какие выводы можно сделать по изложенному материалу ).

10. Уточняющие и встречные вопросы.

Слушателям предлагается после каждого смыслового фрагмента сообщения задавать уточняющие вопросы по изложенной теме или встречные вопросы на догадку: о чём пойдёт речь далее.

11. Свободное конспек-тирование, пересказ.

Слушателям предлагается по ходу изложения вести конспект в свободной форме. Контроль в виде поочерёдного пересказа темы с использованием личного конспекта.

12. Конспектирование опорных (ключевых) слов.

Записывание опорных слов, контроль, объяснение отличия их от слов контекста.

13. Конспект-рисунок, ассоциативный рисунок.

Зарисовывание возникающих по ходу изложения ассоциаций, раскрывающих понимание сути.

14. Активное ассистирование -  усвоение (конвейер).

Преподаватель, начав чтение материала, затем передаёт учебник слушателю, затем другому и т.д.

15. Активное ассистирование - закрепление (эстафета).

Преподаватель начинает пересказ материала, затем передаёт эстафету пересказа одному из слушателей, тот следующему и т.д.

16. Активное ассистирование – контроль (бейсбол).

Преподаватель задаёт вопрос и бросает мяч одному из слушателей. Тот отвечает (исчерпывающий ответ – 3 балла, правильный – 1 балл), задаёт свой вопрос и бросает мяч другому. Кто первым наберёт 10 баллов, тот получает зачёт.

17. Тренировка кратковременной слуховой памяти (эхо).

Преподаватель прерывает рассказ буквально на полуслове и предлагает одному из слушателей повторить последнее предложение.

  

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»