"Трудные" родители

СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА

МОУ "С(К)ОШИ №3" города Магнитогорска

"Трудные" родители

 

 

«Трудные» родители. Как работать с семьями, оказавшимися в сложной социальной обстановке?  Как наладить сотрудничество и взаимодействие с такими семьями?

      «Трудные» дети –  это дети, которые плохо себя ведут, не реагируют  на замечания, не поддаются никаким уговорам исправиться, заставляя взрослых краснеть за них. А бывают   «трудные» родители.  В их поведении существуют такие поступки, которых ни в коем случае не должны совершать родители   из внешне   благополучной семьи.  Можно выделить несколько типов таких семей.

     1.  Семьи, в которых воспитание ребенка осуществляется «по типу Золушки»,   когда ребенок явно или скрыто эмоционально отвергается. В такой семье ребенка не любят, и он это знает, потому что ему постоянно напоминают про эту нелюбовь. На это дети реагируют по-разному: кто-то замыкается в себе, кто-то старается, наоборот, обратить на себя внимание родителей, вызвать у них жалость к себе. Есть дети, которые пытаются во всем угождать родителям, чтобы хоть как-то заслужить их одобрение. Некоторые дети уходят в мир фантазий. А некоторые – ожесточаются и начинают мстить родителям за такое отношение к нему. В общем, такому ребенку не позавидуешь.

     2. Семьи,  в основе воспитания    которых  -  гиперопека или гиперпротекция. Она тоже может быть как явной, так и скрытой. В этом случае ребенка стараются защитить от всех возможных и невозможных  трудностей и опасностей современной жизни. Его опекают, с ним нянчатся, буквально «сдувают с него пылинки», решают за него все проблемы, помогают ему всегда и во всем. Кажется, что    в этом плохого? Ребенок не заброшен, ему уделяется много внимания? Но  из-за того, что ребенок из такой семьи, как правило, лишен возможности хоть как-то проявить свою самостоятельность, он вырастает чаще всего безответственным, несамостоятельным и инфантильным. И жить ему потом на свете очень трудно.

     3. Семьи, в  которых   наблюдается обратное явление – недостаток опеки со стороны родителей, или гипоопека. Ребенком никто не занимается, его   интересы в семье всегда ставятся на последнее место, хотя нельзя сказать, что его не любят, просто родителям не до него – у них хватает своих проблем. Так бывает в семьях, где родители обеспокоены обустройством своего личного счастья, достижениями  успехов в карьере. Никто никогда не расспросит ребенка о его делах и проблемах, никто не выслушает его, не поможет советом. Никто никогда не пожертвует ради него своим временем. Конечно, с одной стороны, ребенок растет независимым и самостоятельным, но часто такое отношение к ребенку приводит к тому, что он чувствует себя никому не нужным, всеми покинутым. И нередко заканчивается эта безнадзорность пристрастием детей к алкоголю, наркотикам, совершением ими противоправных поступков.

     4.   Семьи, где к детям относятся излишне сурово. В этих семьях детей стараются воспитывать в строгости, считая, что ласка и нежность только портят ребенка. Детей боятся избаловать, поэтому и относятся к ним сдержанно и сухо. Как правило, детям в таких семьях прививают высокие нравственные нормы и воспитывают в них повышенную моральную ответственность.         Дети хорошо знают, «что такое хорошо и что такое плохо», и часто стараются поступать правильно. Но вот хорошо ли такому ребенку живется на свете без родительской ласки? Счастлив ли он?

     5.   Семьи, в которых нет единогласия в воспитании. Например, родители придерживаются одних принципов воспитания, а бабушка – других. При этом бабушка откровенно при ребенке осуждает родителей, считая, что они поступают по отношению к нему неправильно. Дети из таких семей часто расплачиваются за эту несогласованность и противоречивость воспитателей неврозами и другими нарушениями психики.

     6.  Асоциальные семьи, те, с которыми взаимодействие протекает наиболее трудоёмко и состояние которых нуждается в коренных изменениях. В семьях, где родители ведут противоправный образ жизни (алкоголь, физическое насилие), где жилищные условия не соответствуют элементарным санитарным нормам, дети, как правило, оказываются безнадзорными.

Неблагополучная семья часто ведет замкнутый образ жизни, члены семьи имеют очень ограниченный  круг общения. Такая семья настороженно относится к «внешним» специалистам – представителям школы.  Члены неблагополучной семьи, длительное время находясь в трудной жизненной ситуации, воспринимают свой стиль жизни как единственно возможный. Причем такая ситуация для них может быть более удобной, чем какие-либо перемены, вызванные вмешательством специалистов. Это  определяет трудности в работе с семьей, особенно на первых этапах.

Надо иметь в виду, что эти семьи могут проявлять следующие формы защитного поведения в отношении к посещающим:

·     Игнорирование: не приходят на встречу, не соблюдают договоренности о ранее запланированных встречах на дому или в учреждениях.

·     Избегание: часто меняют место жительства; не открывают двери представителям школы, ожидая их прихода, запирают двери, закрывают шторы, гасят свет, чтобы было впечатление пустого дома.

·     Неучастие: во время посещения семьи классным руководителем занимаются посторонними делами; во время беседы не говорят ни о себе, ни о ребенке.

·     Агрессия: начинают ссоры, конфликты с другими членами семьи в присутствии педагога; обвиняют школу в том, что происходит в семье, или в том, что она вмешивается в их жизнь.

   Посещение семьи, если ситуация в ней  не «крайняя» (т.е. нет реальной угрозы жизни или здоровью ребенка и нет необходимости привлечения сотрудников органов правопорядка), возможна лишь по предварительной договоренности о встрече. Основная задача первых встреч – знакомство и установление ровных отношений, позволяющих продолжить взаимодействие. Нужно показать родителям, что  визит педагога - в интересах ребенка для  оказания помощи и поддержки. Поэтому не следует вторгаться в дела семьи в большей степени, чем это необходимо для защиты интересов ребенка.

           Знакомство с членами семьи на дому создает, с одной стороны, психологическое преимущество для них – они находятся на «своей территории» и чувствуют себя более защищённо. С другой стороны, определенные преимущества имеют и посещающие: они могут определить, в каких условиях находятся члены семьи, как они относятся к ребенку, как ребенок относится к родителям, другим членам семьи.

      Первые шаги педагога  в работе с такой семьёй направлены на осознание существующих проблем. Важно знать, почему члены семьи не хотят (опасаются) перемен в своей жизни. И обвинительная позиция может только осложнить проблему – семья, которая и так настороженно относится к любому внешнему вмешательству, станет ещё более «закрытой». Специалист должен видеть не только то, чего не делают родители, но и то, что они делают. Начиная работу с семьёй, надо рассматривать и отношения, сохранившиеся у неё с ближайшим окружением (родственниками, знакомыми). По возможности восстанавливаются старые позитивные связи, находится лицо, которое может помочь в реабилитации семьи. Бывают случаи, когда родители ребёнка избегают контактов со специалистами, не осознают необходимость помощи, любым образом «вытесняют» проблему, считая, что в их семье всё благополучно. В этой ситуации могут помочь родственники, представители старшего поколения, которые видят ситуацию иначе. Именно при их  посредничестве возможно начало работы, поиск способов индивидуальной работы с членами семьи.

           Изучив материалы по данной теме, наша группа предлагает памятку по   работе с «трудными» родителями:

·        Четко определите для себя цель посещения данной  семьи.

·        Не давайте окончательных готовых рецептов и рекомендаций. Не поучайте родителей, а показывайте возможные пути преодоления трудностей.

·        Дайте понять семье, что сочувствуете ей, верите в нее, несмотря на оплошности родителей.

·        Поощряйте успехи родителей в воспитании ребенка.

·        Оказывайте   помощь в установлении контактов семьи с окружающими.

·        Соблюдайте  этику поведения во время посещения семьи, чтобы показать родителям, что визит не принесет вред ребенку.

·        Проводите регулярно встречи с родителями, используя различные формы беседы  («введение в ситуацию», «свободная», «диагностическая» и др.)

·        Оказывайте социальную поддержку в конкретных трудных жизненных ситуациях.

 

Как общаться с трудными родителями

У каждого классного руководителя или учителя найдется несколько учеников, родители которых уделяют слишком много внимания работе педагога или своему ребенку. Такие мамы и папы часто возмущаются, ругаются, ищут виновных по поводу и без него. Можно ли найти с ними общий язык? Вероятно, что да. И мы постараемся дать несколько советов на этот счет.

1. Будьте терпеливы с родителем

Родители могут возмущаться по любому поводу: ваши методы обучения, слишком большая домашняя работа, слишком маленькая домашняя работа, другие дети. Вы что-либо говорите, а они находят сотни причин несогласия с вами. Очень тяжело держать себя в руках перед кричащим родителем, обвиняющим вас в некомпетентности. Но самое важное как раз в том, чтобы оставаться со свежей головой. Не надо принимать оборонительную позицию, не надо отвечать грубостью. Этого подсознательно или сознательно ожидает родитель. Если же вы начинаете вести себя спокойно, вы берете лидерство в беседе в свои руки. Скорее всего вы не сделали ничего плохого, поэтому нет поводов расстраиваться и волноваться из-за невоспитанных родителей.

2. Будьте ответственны перед родителем

Так как вы учитель, имеющий специальное образование и опыт, вы знаете, как надо учить детей. Сложность возникает, если родитель также является педагогом. В любом случае вы должны быть готовы обосновать и объяснить свои действия. Но объяснение не должно быть ничем большим, если вы не совершили никаких нарушений или ошибок.

3. Ограничивайте время разговора с родителем

Многие родители могут прождать весь последний урок за дверью, чтобы после звонка сразу же наброситься на вас и узнать об успехах своего чада. С одной стороны в этом можно найти множество положительных моментов. Однако, часто ситуация может выйти из-под контроля, а разговор затянуться на часы. В этом случае оставайтесь тверды и сообщите родителю, что у вас начинается другой урок, вам нужно подготовить кабинет, у вас намечено собрание, вы должны забрать ребенка со школы. После этого добавьте, что с радостью обсудите все оставшиеся проблемы на родительском собрании или при личной встрече в назначенное время. Не стоит после этого делать паузу, дожидаясь согласия родителя, - просто улыбнитесь и продолжайте свою работу.

Также полезно держать в уме две рекомендации:

- организовывайте процесс общения с родителями: в начале года назначайте день для экстренных встреч с родителями, чтобы не отвлекаться на беседы ежедневно;

- если родитель подкараулил вас под дверью, либо сошлитесь на наличие отдельно определенного времени для встреч, либо заранее сообщите, сколько времени у вас имеется в данный момент.

4. Обращайтесь за помощью

Иногда ситуация выходит из-под контроля. Порой, мы не компетентны решать вопросы, с которыми к нам пришли родители. Часто мы перестаем удерживать себя в руках. В этом случае не смущайтесь попросить помощи у директора, завуча, психолога. Как правило, они имеют больший опыт работы с трудными родителями. Кроме этого, родители обычно остывают перед лицом начальства. Однако вам стоит учитывать и занятость вашей администрации, чтобы беспокоить их только по необходимости, а также не делать этого в неудобное для них время. Предпочтительней, чтобы родитель был должен записаться на примем к директору, чем чтобы директор прерывал из-за него совещание.

Будьте терпимы с родителями, которые иногда кажутся младше своих детей. Помните, что вы учитель. Это подразумевает вашу компетентность во всем, что касается вашей работы. Поэтому грубость со стороны родителей не стоит принимать на свой счет, а следует списывать на их недостатки. В то же время будьте честны с собой и умейте признавать собственные ошибки, которые случаются в работе даже самого опытного профессионала.

Задачи классного руководителя в работе с проблемными семьями

Перевоспитание подростка необходимо начинать с коррекции отношений внутри семьи. Именно классный руководитель должен найти индивидуальные подходы и слова для каждой семьи с целью усиления ее позитивного потенциала.

Педагогический коллектив школы в процессе систематической работы с проблемными детьми и семьями обычно выделяет пять типов семей (табл. 1), что позволяет классному руководителю более точно предупреждать и корректировать "изъяны" семейного воспитания.

 

Таблица 1

Задачи классного руководителя в работе с проблемными семьями

Типы проблемных семей

Задачи классного руководителя

Семьи, в которых "трудные" родители. Это, например, одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера, царящая в такой семье, – холодность, безразличие, отсутствие духовного контакта.

         Расположить мать к себе, заручиться доверием; если она отнесется к этому настороженно, не спешить обижаться.

Попробовать посмотреть на себя глазами матери. Это поможет лучше понять ее и контролировать свое отношение к ней.

Заинтересовать судьбой подростка, пробудить ответственность за его будущее.

Деликатно, тактично затронуть тему естественного желания матери устроить свою личную жизнь; пробудить потребность в душевных контактах с ребенком, совместном решении повседневных жизненных проблем

 

Семьи, в которых господствует безнадзорность. В таких семьях родители, как правило, употребляют алкоголь. Для родителей характерны культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми

Терпеливо доказывать родителям пагубное влияние на подростка того образа жизни, который они ведут.

Обратить внимание на испытываемые подростком переживания, боль, стыд, обиду за отца и мать.

Выяснить, кто из родителей пользуется большим авторитетом в семье, кто может стать опорой в изменении условий жизни.

Включить подростка в более широкое общение с окружающими людьми, морально поддержать, установить контроль

 

Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей. Родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов педагогического воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителей

Сформировать у родителей потребность в педагогических знаниях через проведение с ними консультаций, включение их в систематическую работу школы с родителями.

Пробудить интерес к самообразованию.

Внушить мысль о том, что все дети нуждаются в образованных родителях

 

Семьи, в которых приоритет отдается материальному благополучию над духовной жизнью. Дети в таких семьях растут эгоистами, излишне практичными потребителями. Родители эти качества поощряют.

Изменить жизненную ориентацию родителей.

Заинтересовать подростка развитием внутреннего духовного мира.

При встречах с родителями дома и в школе использовать косвенное воздействие, опираясь на здоровые интересы

Семьи, в которых родители предъявляют к детям завышенные требования, часто граничащие с жестокостью. Детей часто наказывают физически, в результате чего они растут озлобленными и жестокими

Доказать родителям, что с ребенком надо обращаться как с равным, отказаться от действий с позиции силы.

Относиться к ребенку как к человеку, который имеет равные права на самостоятельность и уважение.

Доказать, что терпение и снисходительность к ребенку – главное средство в воспитании

 

Кроме описанных в табл. 1 типов семей выделяют также:

Дисфункциональные  семьи (многодетные; где воспитанием занимается мать-одиночка или один из родителей умер; неполные семьи; родители безработные или беженцы; мать – несовершеннолетняя);

семьи социального риска (где родители, например, вернулись из мест лишения свободы и т. п.).

Педагогически запущенных детей можно классифицировать по разным признакам.

По типу запущенности:

педагогически запущенные (неуспевающие и недисциплинированные):

– 46% – с пассивной жизненной позицией ("Я – безволие, равнодушие, недоверие");

– 31% – с неадекватной реакцией ("Я – эго" – эгоисты, упрямцы);

– 23% – с антиобщественным поведением ("Я – агрессия" – жестокие, антагонистические, аморальные);

социально запущенные (дезорганизаторы пассивные и активные);

правонарушители (бродяжничество, воровство, хулиганство);

отклоняющиеся от нормы по здоровью (психические и соматические заболевания).

По области психических нарушений:

с нарушениями в сфере общения;

с повышенной или пониженной эмоциональной реакцией;

с односторонним умственным развитием;

с неправильным развитием волевой сферы.

По позиции:

неудовлетворенные своим положением в детском коллективе;

неудовлетворенные своим положением в семье;

с преобладанием связей с дезорганизаторами;

с надломленной психикой;

с избыточной энергией, не нашедшей применения.

В школе остаются нерешенными внутренние проблемы воспитания педагогически запущенных детей.

Они обусловлены:

недостаточным уровнем владения педагогами новыми воспитательными технологиями;

недостаточной индивидуальной работой классных руководителей с воспитанниками данной категории и их родителями;

недостаточной работой школьного психолога по профилактике правонарушений среди подростков и их родителей;

низкой эффективностью воспитывающего потенциала детских общественных организаций;

недоработками классных руководителей и педагога-организатора по вовлечению педагогически запущенных детей в кружки, секции школы и микрорайона, в подготовку и участие во внеклассных мероприятиях.

Чтобы вывести систему воспитания педагогически запущенных детей на качественно новый уровень, необходимо:

повышение профессиональной компетенции классных руководителей, психолога, инспектора по охране прав детства;  освоение новых технологий, как в воспитательном пространстве, так и в управлении им;

объединение усилий всех отраслей социокультурной сферы (медицина, культура, УВД, соцзащита), формирующих культурное пространство города;

введение в штатное расписание образовательного учреждения должности социального педагога.

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»