Из книги: Тренинг взаимодействия с неуспевающим учеником Монина Г.Б., Панасюк Е.В.
Астенический синдром. Как было уже сказано выше, одной из возможных причин школьной неуспеваемости является физическое здоровье ребенка. Многие болезни, которыми раньше болели в основном взрослые люди (такие, как язва желудка, бронхиальная астма), все чаще встречаются и у детей. Увеличилось число детей, подверженных частым простудным заболеваниям, которые ослабляют организм, снижают иммунитет, ведут к образованию хронических заболеваний, таких как тонзиллит, гайморит и т. д. Часто болеющий ребенок более раздражителен, быстрее утомляется, у него снижен уровень физической и умственной активности, он менее устойчив к разного рода нагрузкам, менее работоспособен. Однако общая ослабленность организма может быть и врожденной. Обычно это следствие неблагополучной беременности у матери. Такие дети часто рождаются с малым весом, они беспокойны, плохо спят, едят, плохо прибавляют в весе, реагируют на перемены погоды, шум, изменение привычной обстановки. Часто болеющие, ослабленные дети, как правило, эмоциональны, впечатлительны, чрезмерно привязаны к матери, стараются избегать контакта с чужими людьми, вплоть до отказа от речевого общения.
К началу обучения в школе соматически ослабленный ребенок нередко выглядит младше своего возраста, отличается возбудимостью, капризностью, быстрой утомляемостью, плаксивостью. Дополнительно снижать выносливость ребенка к нагрузке могут изменения, происходящие в организме в связи с ростовым скачком, происходящим на 6-7-м году жизни, так как период начального школьного обучения может совпасть по времени с периодом интенсивного роста детского организма. Особенно высока вероятность такого совпадения у детей с задержанным развитием, уровень их биологического развития часто не совпадает с календарным.
Изменения, которые при своевременном развитии приходятся на старший дошкольный возраст, у них происходят уже за школьной партой. Устойчивость ребенка в этот период снижается, обычная школьная нагрузка может оказаться избыточной и неблагоприятно воздействовать на здоровье. Тем более утомляет эта нагрузка ребенка ослабленного, еще сильнее снижая его устойчивость к учебной нагрузке и к различным заболеваниям. Трудности в адаптации к школьным условиям обусловлены не только повышенной утомляемостью этих детей, их сниженной работоспособностью, но и инфантильными особенностями психики, которые отмечаются у часто болеющего, ослабленного ребенка: несамостоятельностью, пугливостью, робостью, чрезвычайной зависимостью от взрослых.
Нередко родители склонны чрезмерно опекать ослабленных детей из-за их болезненности и подверженности инфекциям, ограничивать их контакты с другими детьми. В результате ребенок приходит в школьный коллектив, не умея общаться со сверстниками, обилие контактов становится для него дополнительной психологической нагрузкой, усиливающей утомление. Многочисленные пропуски занятий из-за болезни усугубляют картину. Несмотря на то, что интеллектуальная деятельность у таких детей может быть относительно сохранной, систематическая учебная нагрузка и пребывание в детском коллективе часто оказываются для них непосильными. Стандартная нагрузка оказывается чрезмерной: утомление наступает быстрее, чем у более здоровых детей. Накапливающееся утомление, отсутствие своевременного отдыха (они успевают устать и истощиться задолго до наступления перерыва между уроками и не успевают отдохнуть за перемену) приводят к формированию хронической усталости или переутомления. Длительно сохраняющееся переутомление приводит к формированию астенического синдрома, то есть состояния нервно-психической слабости, быстрой истощаемости, утомления от любой деятельности, неспособности к длительному напряжению. У ребенка повышается чувствительность к внешним раздражителям (громкие звуки, яркий свет), он становится раздражительным, плаксивым, нетерпеливым, головные боли появляются все чаще, ухудшаются внимание и память.
Болезненное повышение чувствительности может быть настолько выражено, что ребенок страдает от обычных каждодневных раздражителей — для него непереносимым становится пребывание в шумном классе, звук школьного звонка заставляет его вздрагивать, громкий голос учителя вызывает головную боль. Ярко проявляется нарушение регуляции вегетативных процессов: расстройства пищеварения и сосудистого тонуса вплоть до обмороков, и Всевозможные боли, не имеющие под собой органической основы. Сон становится поверхностным, тревожным, ребенок часто просыпается, по утрам испытывает чувство усталости, угнетенности, нежелание чем-либо заниматься.
Необходимо учитывать, что частые или тяжелые соматические заболевания, хронические инфекции, хронические расстройства пищеварения, недостаточное питание ведут и к нарушению питания клеток мозга. Как правило, эти причины не приводят к грубым нарушениям мозговых структур, но часто вызывают задержку формирования специфических мозговых структур, отвечающих за познавательные процессы ребенка (отсюда неустойчивость внимания, снижение памяти, быстрая утомляемость) и формирование эмоционально-волевой сферы (Дробинская А. О., 2001).
Большое влияние на школьную успешность часто болеющего ребенка оказывают социально-бытовые условия семьи и стиль воспитания. Ребенок, растущий в условиях социально-педагогической запущенности, как правило, не получает дома достаточного лечения и, возможно, большую часть года проводит в больницах и санаториях. Часто пропущенные уроки, пробелы в знаниях, постоянная смена условий обучения, отсутствие постоянного детского коллектива и нарушение дружеских связей приводят к снижению школьной мотивации, уровня притязаний. Ребенок перестает справляться даже с доступным ему материалом. Еще одна проблема — воспитание в стиле гиперопеки, которое затрудняет формирование у ребенка самостоятельности и адекватной самооценки. Фиксация ребенка на его болезненности, занижение уровня требований приводит к тому, что, столкнувшись с реальными школьными трудностями, он не готов преодолевать их для достижения необходимого результата. Ребенок, чувствуя дискомфорт, склонен скорее к уходу от решения проблемы, чем к тому, чтобы прикладывать какие-либо усилия для ее разрешения. В обоих случая сочетание астенизации ребенка и неадекватных социально-бытовых условий может привести к искаженному формированию личности, которая окажется дезадаптированной не только к школьным, но и в целом любым социальным условиям.