Как помочь ребенку подготовиться к переходу в среднюю школу

СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА

МОУ "С(К)ОШИ №3" города Магнитогорска

Как помочь ребенку подготовиться к переходу в среднюю школу

 

  Скоро Вашему ребенку предстоит перейти в среднюю школу, при этом не просто сменятся учителя и появятся новые предметы, в средней школе принципиально новая форма организации труда, новые требования. Это связано с тем, что задачи обучения в начальной и средней школе разные. Начальная школа призвана сформировать начальные навыки чтения, письма, счета, а в средней школе изучаются основы наук. Если в начальной школе ученику достаточно было исполнительности и аккуратности для получения высокой оценки, то в пятом классе необходимо будет проявить самостоятельность, инициативность. Кроме того в пятом классе обучение рассчитано  на детей, у которых хорошо развито абстрактное мышление, рефлексия и внутренний план действия.

Родителям необходимо знать, что психологическая готовность к обучению в средней школе включает следующие компоненты:

Компоненты готовности

В чем проявляются

Как формируются

Сформированность навыков

 

Навыки легко воспроизво­дятся даже после того, как долгое время не вос­требовались.

Формировать навыки в различных формах, свя­зывая с различными ви­дами деятельности.

Сформированность всех логических операций

Широкая «зона ближайшего развития». Пробелы в знаниях легко ликвидируются с помощью учителя.

Развивать логические операции, особенно абстрагирование и нахождение причинно-следственных связей.

Внутренний план действий

Ученик умеет продумывать план решения учебной задачи в уме.

Внутренний план развивается во внешнем. Нужно учить ребенка проговаривать вслух ход решения учебной задачи.

Рефлексия

Ребенок умеет работать самостоятельно, умеет анализировать учебную задачу, относить ее к определенному типу задач.

Учить анализировать свою деятельность, правильно делать работу над ошибками.

Положительная мотивация обучения

Ребенок учится с удовольствием, у него высокая самооценка.

Формировать ресурс успеха, способствовать повышению самооценки ребенка.

Овладение стратегией рационального обучения

Ребенок умеет самостоятельно добывать информацию, владеет навыками работы с текстом.

Учить пользоваться справочной литературой, составлять план текста. Предлагать детям рациональные приемы мнемотехники.

Умение строить отношения с людьми

Ребенок адекватно воспринимает общение со сверстниками и взрослыми.

Учить ребенка анализировать его собственное поведение и поведение окружающих.

 

Родителям предстоит потрудиться, чтобы помочь ребенку подготовиться к этому ответственному моменту.

Последуйте нашим советам:

1.    Поговорите с учителем, выясните, какие из учебных навыков освоены вашим ребенком не достаточно хорошо, выясните пробелы в знаниях.

2.   В конце года психологи будут проводить тестирование четвероклассников. Запишитесь на прием, проанализируйте вместе с психологом результаты, показанные вашим ребенком, выявите причины обнаруженных проблем и наметьте пути их разрешения. Может быть, предстоящим летом найдется время для этого.

3.   Познакомьтесь с будущими учителями. Узнайте, по каким  учебникам вы будете заниматься, нужно ли что-нибудь приобрести для занятий (контурные карты, рабочие тетради, инструменты и т.д.). Важно, чтобы уже на первых уроках у ребенка было все необходимое. Во-первых, такое отношение мобилизует его. Во-вторых, новый учитель  не знает вашего ребенка, и в случае неготовности ученика на первых уроках может составить о нем плохое мнение.

4.   Возьмите у учителя литературы список книг для чтения летом, постарайтесь прочитать как можно больше из этого списка, это облегчит работу в течение учебного года.

5.   Познакомьтесь с классным руководителем, определите, что нужно для класса к началу учебного года. Договоритесь с ним о помощи в подготовке класса к первому сентября. Он еще не знает детей и родителей класса,   сделайте шаг навстречу ему. Он будет благодарен вам за это.

6.   Объясните  ребенку, что у него теперь будут разные учителя, которые не знают его так хорошо, как его первая учительница, поэтому ему надо будет учиться строить отношения  с ними.

7.   Приучите ребенка самостоятельно следить за своими вещами, так как в пятом классе он вынужден будет ходить с портфелем и другими вещами по разным кабинетам.

 

 

Подробнее об этом можно прочитать в книгах:

 

Бардин К.В. Как научить детей учиться. М.: 1987.

Захаров АИ. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М.: 1972.

Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. М.: 1984.

Панкратов В.Н. Психология успешного взаимодействия. М.: 1999.

Якобсон С.Г. , Прокина Н.Ф. Организованность и условия ее формирования у младших школьников. М. : 1967.

 

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»