Советы родителям детей с задержкой психтческого развития

СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА

МОУ "С(К)ОШИ №3" города Магнитогорска

Советы родителям детей с задержкой психического развития

 

Особенности обучения детей с задержкой психического развития в школе

Категория обучающихся с задержкой психического развития – наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья. Среди причин возникновения могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, хронические соматические[1 заболевания, неблагоприятные условия воспитания. Все обучающиеся испытывают в той или иной степени затруднения в усвоении учебных программ, вызванные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности[2], трудности произвольной саморегуляции[3].

Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.

Уровень психического развития поступающего в школу ребёнка с зпр зависит не только от характера и степени выраженности первичного нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания (раннего и дошкольного).

Особыми образовательными потребностями обучающихся с зпр являются:

-обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (цнс);

-комплексное сопровождение, гарантирующее получение необходимого лечения, направленного на улучшение деятельности цнс;

-организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с зпр;

-постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;

-специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;

-обеспечение взаимодействия семьи и образовательной организации (сотрудничество с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей) и др.

Рекомендации родителям ребенка с задержкой психического развития

1)не следует на ребенка смотреть как на маленького, беспомощного. не рекомендуется постоянно опекать, например, собирать ему в школу портфель, контролировать каждое действие ребенка при выполнении домашних заданий. не подчиняйте всю жизнь в семье ребенку: за него делать все, включая и то, что без особого труда смог бы сделать он сам.

2)не предъявлять завышенные требования к ребенку. перегрузка, особенно интеллектуальная, влечет за собой не только снижение работоспособности, заторможенности в понимании ситуации, но может проявиться агрессия, срывы в поведении, резкие перепады настроения. завышенные требования приводят к тому, что, берясь за непосильное для себя дело, ребенок не может его выполнить, начинает нервничать, теряет веру в свои силы.

3)для того чтобы сохранить работоспособность такого ребенка, не нанесите учебной нагрузкой дополнительного вреда его здоровью; внимательно отнеситесь к организации его труда и отдыха.

4)психологи и врачи утверждают, что перерывы во время выполнения домашнего задания крайне необходимы.

5)самооценка ребенка во многом зависит от оценки окружающих его людей. важно, что бы ребенок верил в свои силы, испытывал состояние комфорта, защищенности, позитивного мировосприятия и интереса. для формирования этой стороны психики ребенка с задержкой психического развития очень большое значение имеет общение. например, задайте своему ребенку вопросы о том, что он нового узнал на уроках. есть вопрос – есть работа мысли. есть мысль – активизируется память. познавательная активность, стремление к умственному труду формируются сначала на легком, доступном ребенку и в то же время интересном материале. заинтересованность и успех не только пробуждают в ребенке веру в свои силы, снимают напряженность, но и способствуют поддержанию активного, комфортного состояния.

6)желательно обследование ребенка врачом–психоневрологом: он может выявить признаки органической поврежденности мозга и медикаментозно воздействовать на него, может при помощи лекарств скоординировать излишнюю заторможенность или возбудимость ребенка, нормализовать сон, активизировать работу клеток головного мозга.

[1] соматическое заболевание (от др.-греч.— тело) - телесное заболевание, противоположность психическому заболеванию.

[2] познавательная деятельность — сознательная деятельность субъекта, направленная на приобретение информации об объектах и явлениях реальной действительности, а также конкретных знаний.

[3] саморегуляция – это своеобразная настройка индивидом своего персонального внутреннего мира и самого себя с целью приспособления. произвольная саморегуляция имеет сознательную цель, не зависит от непосредственных побуждений.

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»