Советы родителям детей с нарушениями зрения

СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА

МОУ "С(К)ОШИ №3" города Магнитогорска

Советы родителям детей с нарушениями зрения

 

  Слепые, слабовидящие

Особенности обучения детей с нарушениями зрения в школе

На развитие обучающихся данной категории серьезное влияние оказывает состояние зрительных функций, по которому выделяют: тотальную слепоту, светоощущение, практическую слепоту (наличие остаточного зрения)[1].

Данные дети отличаются различным уровнем как психофизического развития при поступлении в школу, так и уровнем развития компенсаторных[2] процессов, необходимых для обучения. Слепота значительно осложняет физическое развитие обучающихся, что проявляется: в замедленном темпе овладения различными движениями и более низком уровне развития; в нарушении координации движений; в снижении уровня развития общей и мелкой моторики; в возникновении навязчивых движений; в нарушении осанки, походки, положения тела; в трудностях передвижения в пространстве. Отмечаются трудности в овладении языковыми и неязыковыми средствами общения, в осуществлении коммуникативной деятельности[3], а также наличие своеобразия речевого развития, что обуславливает необходимость особого внимания к использованию речи в учебно-познавательном процессе слепых обучающихся как важнейшего средства компенсации зрительной недостаточности.

Общим признаком у всех слабовидящих обучающихся выступает недоразвитие сферы чувственного познания, что приводит к изменениям в психическом и физическом развитии, трудностям становления личности, к затруднениям предметно-пространственной и социальной адаптации. Нарушение зрительных функций[4] значительно затрудняет формирование точных образов окружающего, снижает возможности ориентировки в пространстве, осложняет процесс зрительного восприятия, обусловливает возникновение трудностей в процессе реализации учебно-познавательной деятельности. Состояние зрительных функций чрезвычайно неустойчивое и во многом зависит от условий, в которых осуществляется учебно-познавательная деятельность. Для обучающихся характерно снижение общей и зрительной работоспособности; замедленное формирование предметно-практических действий; замедленное овладение письмом и чтением; затруднение выполнения зрительных заданий, требующих согласованных движений глаз; возникновение трудностей в овладении измерительными навыками, выполнение заданий, связанных со зрительно-моторной координацией и др.

Наблюдается снижение скорости и точности зрительного восприятия, замедленность становления зрительного образа, сокращение и ослабление ряда свойств зрительного восприятия (объем, целостность, константность, обобщенность, избирательность и др.).

Такие дети отличаются своеобразием речевого развития, проявляющимся в слабой связи речи с предметным содержанием, наблюдается снижение общей познавательной активности. Кроме того, слабовидящим характерны трудности, связанные с качеством выполняемых действий, автоматизацией навыков, осуществлением зрительного контроля над выполняемыми действиями.

 Особые образовательные потребности таких детей связаны с:

-развитием познавательной деятельности;

-систематическим и целенаправленным развитием логических приемов переработки учебной информации;

-обеспечением доступности учебной информации для зрительного восприятия;

-использованием индивидуальных пособий;

-учетом темпа учебной работы;

-увеличением времени на выполнение практических работ;

-введением коррекционно-развивающего тифлопедагогического сопровождения;

-активным использованием речи как средства компенсации нарушенных функций;

-поддержанием и наращиванием зрительной работоспособности в образовательном процессе;

-    поддержанием психофизического тонуса и др.

Рекомендации родителям ребенка с нарушениями зрения

1.Способствуйте формированию коммуникативных навыков через чтение, беседы, игры.

2.Информируйте ребенка о трудностях, которые могут возникнуть при ориентировке в пространстве.

3.Формируйте позитивные свойства личности, мотивацию общения, которая обеспечит успешную адаптацию.

4.Развивайте мимику ребенка, учите контролировать ее с помощью пения. В данном процессе мышцы лица тренируются, и человек учится ими обладать в большей мере.


 

[1] Тотально слепые, характеризуются абсолютной (тотальной) слепотой на оба глаза, что обуславливает полное отсутствие у них даже зрительных ощущений. В качестве ведущих в учебно-познавательной и ориентировочной деятельности данной подгруппы обучающихся выступают осязательное и слуховое восприятие. Другие анализаторы выполняют вспомогательную роль. Слепые со светоощущением имеют зрительные ощущения. Слепые с остаточным зрением (практическая слепота) имеют относительно высокую по сравнению с другими группами слепых остроту зрения. Это в свою очередь, создает возможность зрительного восприятия предметов и объектов окружающего мира. Однако в силу того, что остаточное зрение характеризуется неравнозначностью нарушений отдельных функций, лабильностью (неустойчивостью) ряда компонентов и зрительного процесса в целом, повышенной утомляемостью, ведущими в учебно-познавательной деятельности данной подгруппы обучающихся должны выступать осязательное и слуховое восприятие. Среди слепых преобладают обучающиеся, у которых зрение было нарушено (утеряно) в раннем возрасте, что, с одной стороны, обусловливает своеобразие их психофизического развития, с другой, определяет особенности развития компенсаторных механизмов, связанных с перестройкой организма, регулируемой центральной нервной системой.

[2] Компенсаторный – замещающий.

[3] Коммуникативная деятельность – деятельность, связанная с передачей и восприятием информации.

[4] Зрительные функции человека представляют собой восприятие светочувствительными клетками сетчатки глаза внешнего мира посредством улавливания отраженного или излучаемого объектами света в диапазоне волн от 380 до 760 нанометров (нм).

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»