Природа конфликта и его виды

СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА

МОУ "С(К)ОШИ №3" города Магнитогорска

Природа конфликта и его виды

 

&amP;nbsP;

КонфлиКты являются вечным спутниКом нашей жизни. и потому даже самая последовательная политиКа гуманизации в учреждениях и лучшие методы управления не защитят от необходимости жить в условиях КонфлиКтов.

слово "КонфлиКт" – латинсКого Корня и в буКвальном переводе означает "столКновение". в основе любого КонфлиКта лежит противоречие, Которое ведет обычно либо К КонструКтивным (например, К усилению групповой динамиКи, развитию КоллеКтива), либо К деструКтивным (например, К развалу КоллеКтива) последствиям. таКим образом, КонфлиКты в самом общем виде могут Квалифицироваться КаК КонструКтивные – с позитивным знаКом и деструКтивные – с негативным знаКом.

существует достаточное Количество определений понятия «КонфлиКт».

КонфлиКт – борьба за ценности и претензии на определенный статус, власть, ресурсы, в Которой целями являются, нейтрализация, нанесения ущерба или уничтожение соперниКа. в данном определении четКо и ясно уКазанны цели КонфлиКтного взаимодействия, возможные действия в случае сопротивления оппонента, причем действия перечисляются в порядКе нарастания силы [7].

КонфлиКт – столКновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов двух или более людей. в этом определении аКцент сделан на предмет столКновения в виде противоположных целей, интересов, а вопрос методов воздействия остается неизвестным [10].

КонфлиКтная ситуация – это наКопившиеся противоречия, содержащие истинную причину КонфлиКта.

праКтиКа поКазывает, что в жизни много случаев, Когда КонфлиКтную ситуацию устранить невозможно по объеКтивным причинам. из формулы КонфлиКта следует: чтобы избежать КонфлиКта, следует проявлять маКсимальную осторожность, не создавать инцидента.

К сожалению, на праКтиКе в большинстве случаев дело ограничивается лишь исчерпанием инцидента.

во многих КонфлиКтах можно обнаружить не одну КонфлиКтную ситуацию или найти несКольКо вариантов ее формулировКи.

именно по этой причине Ключевую роль в разрешении КонфлиКта играет умение правильно определить и сформулировать КонфлиКтную ситуацию.

важно помнить, что КонфлиКтная ситуация – это диагноз болезни, имя Которой "КонфлиКт". тольКо правильный диагноз дает надежду на исцеление. для того чтобы сделать эту процедуру наиболее эффеКтивной, нужно запомнить следующие несложные правила:

помните, что КонфлиКтная ситуация – это то, что необходимо устранить.

таКим образом, можно выделить три основных Компонента КонфлиКта:

1. в КонфлиКте всегда присутствует противоречие, столКновение позиций, за Которым стоит различие интересов, ценностей или нормативных представлений сторон. участниКи КонфлиКта ощущают, что выигрыш первой стороны — это проигрыш для другой.

2. в КонфлиКте всегда затрагиваются значимые для человеКа интересы или представления (независимо от того, о чем идет речь), что является причиной выраженных отрицательных эмоций у участниКов и становится часто основным препятствием в поисКе разумного выхода из создавшегося положения.

3. КонфлиКт таКже обязательно предполагает элемент КонфлиКтного поведения-противодействия, возниКающего при попытКе решить противоречие.

главную роль в возниКновении КонфлиКтов играют таК называемые КонфлиКтогены – слова, действия (или бездействия), способствующие возниКновению и развитию КонфлиКта, то есть – приводящие К КонфлиКту непосредственно.

Коварную суть КонфлиКтогенов можно объяснить тем, что мы гораздо более чувствительны К словам других, нежели К тому, что говорим сами. есть таКой афоризм: "женщины не придают ниКаКого значения своим словам, но придают огромное значение тому, что слышат сами". на самом деле этим грешим все мы.

эта особая чувствительность относительно обращенных К нам слов происходит от желания защитить себя, свое достоинство от возможного посягательства. но мы не таК бдительны, Когда дело Касается достоинства других, и поэтому не таК строго следим за своими словами и действиями.

выделяют три основных типа КонфлиКтогенов:

?&amP;nbsP;&amP;nbsP;&amP;nbsP; стремление К превосходству;

?&amP;nbsP;&amP;nbsP;&amP;nbsP; проявления агрессивности;

?&amP;nbsP;&amP;nbsP;&amP;nbsP; проявления эгоизма.

но КаК же избежать КонфлиКтогенов в процессе общения и взаимодействия с другими людьми? необходимо твердо помнить, что всяКое наше неосторожное высКазывание может привести К КонфлиКту.

необходимо проявлять эмпатию К собеседниКу (представьте, КаК отзовутся в его душе ваши слова, действия).

нужно не раз и навсегда уничтожить все условия для возниКновения КонфлиКтов, а научиться правильно ими управлять. для этого надо уметь анализировать КонфлиКты, понимать их причины и возможные последствия.

существуют четыре основных типа КонфлиКта: внутриличностный КонфлиКт, межличностный КонфлиКт, КонфлиКт между личностью и группой и межгрупповой КонфлиКт.

1.&amP;nbsP;&amP;nbsP;&amP;nbsP;&amP;nbsP;&amP;nbsP; внутриличностный КонфлиКт – состояние неудовлетворенности человеКа КаКими-либо обстоятельствами его жизни, связанное с наличием у него противоречащих друг другу интересов, стремлений, потребностей, порождающих аффеКты и стрессы. здесь участниКами КонфлиКта являются не люди, а различные психологичесКие фаКторы внутреннего мира личности, часто Кажущиеся или являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы, ценности, чувства и т. п.

внутриличностный КонфлиКт может таКже являться ответом на рабочую перегрузКу или недогрузКу. исследования поКазывают, что таКой внутриличностный КонфлиКт связан с низКой степенью удовлетворенности работой, малой уверенностью в себе и организации, а таКже со стрессом.

2.&amP;nbsP;&amP;nbsP;&amP;nbsP;&amP;nbsP;&amP;nbsP; межличностный КонфлиКт – трудноразрешимое противоречие, возниКающее между людьми и вызванное несовместимостью их взглядов, интересов, целей, потребностей.

этот тип КонфлиКта, возможно, самый распространенный. в организациях он проявляется по-разному. чаще всего – это борьба за ограниченные ресурсы: материальные средства, производственные площади, время использования оборудования, рабочую силу и т. д.

межличностный КонфлиКт может таКже проявляться и КаК столКновение личностей. люди с различными чертами хараКтера, взглядами и ценностями иногда просто не в состоянии ладить друг с другом. КаК правило, взгляды и цели таКих людей различаются в Корне.

3. КонфлиКт между личностью и группой. между отдельной личностью и группой может возниКнуть КонфлиКт, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы. в организации люди взаимодействуют непосредственно друг с другом не тольКо КаК фунКционеры организации. стихийно возниКают отношения, нерегламентированные ниКаКими инструКциями. в процессе фунКционирования группы вырабатываются групповые нормы, стандартные правила поведения, Которых придерживаются ее участниКи. соблюдение групповых норм обеспечивает принятие или не принятие индивида группой.

4. межгрупповой КонфлиКт. организации состоят из множества групп, КаК формальных, таК и неформальных. даже в самых лучших организациях между таКими группами могут возниКать КонфлиКты. неформальные организации, Которые считают, что руКоводитель относится К ним несправедливо, могут Крепче сплотиться и попытаться “рассчитаться” с ним снижением производительности. К сожалению, частым примером межгруппового КонфлиКта служат разногласия между линейным и штабным персоналом. штабной персонал обычно более молодой и образованный, чем линейный, и при общении любит пользоваться техничесКим жаргоном. эти отличия приводят К столКновению между людьми и затруднениям в общении. линейные руКоводители могут отвергать реКомендации штабных специалистов и выражать недовольство по поводу своей зависимости от них во всем, что связано с информацией. в эКстремальных ситуациях линейные руКоводители могут намеренно выбрать таКой способ выполнения предложения специалистов, что вся затея оКончится провалом. и все это для того, чтобы поставить специалистов “на свое место”. штабной персонал, в свою очередь, может возмущаться, что его представителям не дают возможности самим провести в жизнь свои решения, и стараться сохранить информационную зависимость от них линейного персонала. это — ярКие примеры дисфунКционального КонфлиКта.

&amP;nbsP;

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»