Семинар "Защита прав детей-инвалидов"

СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА

МОУ "С(К)ОШИ №3" города Магнитогорска

Семинар "Защита прав детей-инвалидов"

 

Презентация "Защита прав и интересов детей-инвалидов и их семей" 

 Слайд 1.Защита прав и интересов детей-инвалидов и их семей. Социальная поддержка государства.

Слайд 2.

«Уровень развития общества определяется
по его отношению к инвалидам, детям и
старикам»
                                      Теодор Рузвельт

Актуальность.

«Инвалидность» в детском возрасте можно определить, как «состояние стойкой социальной дезадаптации, обусловленное хроническими заболеваниями или патологическими состояниями, резко ограничивающими возможность включения ребенка в адекватные возрасту воспитательные и педагогические процессы, в связи с чем возникает необходимость в постоянном дополнительном уходе за ним, помощи или надзоре».

Однако, хотелось бы заметить, что и за рубежом, и в нашей стране идет процесс перехода к более гуманной и гибкой терминологии. Так, например, меньше употребляется  термин «инвалид». Мы говорим, «человек с ослабленными слухом, зрением, речевым развитием», ребенок с особыми образовательными потребностями, ребенок с ограниченными возможностями здоровья.

           Инвалидность представляет собой социальный феномен, избежать которого не может ни одно общество, и каждое государство сообразно уровню своего развития, приоритетам и возможностям формирует социальную и экономическую политику в отношении инвалидов.

Слайд 3.

До 1979 года наличие детей-инвалидов, имеющих право на получение социального пособия, в СССР вообще не признавалось, поскольку инвалидность определялась как «стойкое нарушение (снижение или утрата) общей или профессиональной трудоспособности вследствие заболевания или травмы».

Люди, не имевшие определенного трудового стажа, не получали пенсий, а могли рассчитывать только на пособия. В число получателей пособий входили лица, которые по достижении 16 лет в силу физических и/или психических ограничений были неспособны к труду. Их называли «инвалидами с детства».

Статус «ребенка-инвалида» был впервые официально введен в СССР в ходе проведения Международного года ребенка, объявленного ООН в 1979 году.

Согласно приказу Минздрава СССР № 1265 от 14 декабря 1979 года «О порядке выдачи медицинского заключения на детей-инвалидов в возрасте до 16 лет» в СССР признавалось наличие детей-инвалидов.

Утвержденный данным приказом «Перечень медицинских показаний, дающих право на получение пособий на детей-инвалидов с детства в возрасте до 16 лет» включал в себя довольно ограниченный список очень тяжелых (как правило, врожденных) заболеваний, не поддающихся реабилитации.

В результате многие дети с ограниченными возможностями здоровья не получали статус детей-инвалидов и лишь по достижении возраста 16 лет признавались инвалидами. После прохождения врачебно-трудовых экспертных комиссий (ВТЭК) по отчетам Минсоцзащиты России доля таких инвалидов составляла 12% от общего числа инвалидов.

Слайд 4.

С 1991 года «Перечень медицинских показаний, при которых ребенок в возрасте до 16 лет признается инвалидом», был существенно расширен в соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).

            В результате число детей-инвалидов, получающих социальные пособия по инвалидности, стало быстро расти.

После 1996 года рост численности детей-инвалидов продолжался до 2000 года и составил максимальную величину 675 тыс. человек. Начиная с 2001 года, происходит стабилизация абсолютной численности и доли в детском населении детей-инвалидов, а их доля в детском населении составляет 2%.

            С 2000 года в России стали учитываться дети-инвалиды в возрасте до 18 лет.

Слайд 5.

Международные правовые акты, регламентирующие права детей-инвалидов

Современная законодательная база социальной защиты инвалидов в России сформировалась под влиянием международно-правовых документов Организации Объединенных Наций.

ООН с начала своего существования проявляла озабоченность проблемами инвалидов как наиболее уязвимой и наименее защищенной части общества.

Имеется целый ряд международно-правовых документов ООН, в которых закреплены права детей-инвалидов.

1.     Это Декларация прав ребенка (1959 год),

(Извлечение)

Статья 5.

Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или

социальном отношении, должны обеспечиваться специальный, об­разование и

забота, необходимые ввиду его особого состояния.

2.     Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (1960 год),

3.     Декларация о правах умственно-отсталых лиц (1971 год),

4.     Декларация о правах инвалидов (1975 год),

(Извлечение)

Права должны быть признаны за всеми инвалидами без каких бы

то ни было исключений и без различия и дискриминации по признаку расы, цвета

кожи, пола, языка, вероисповедания, политических или иных убеждений,

национального или социального происхождения, матери­ального положения,

рождения,  или любого другого фактора, независимо от того, относится  ли это

к самому инвалиду или к его или ее семье.

5.     Конвенция о правах ребенка (1989 год),

Для детей–инвалидов, согласно “Конвенции о правах ребенка”, предусматривается приоритетное удовлетворение особых потребностей такого ребенка в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности, а так же обеспечивается соответствующая помощь такому ребенку и его семье (статья 23).

6.     Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 год),    

(Извлечение)

     Задачи

            Следует уделять больше внимания, проявлять заботу и оказывать поддержку

детям-инвалидам, а также другим детям, находящимся в крайне трудных условиях.

7.     Основным международным документом, объединившим существующие резолюции и другие правовые документы о жизни инвалидов, стали принятые Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993 года «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов».

Правила дают конкретные рекомендации государствам принимать меры по устранению препятствий, не позволяющих инвалидам реализовывать свои права и свободы, полноправно участвовать в общественной жизни.

Главным приоритетом политики ООН в отношении инвалидов провозглашена политика их интеграции в общество.

В 1982 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Всемирную программу действий в отношении инвалидов и в соответствующей резолюции провозгласила Десятилетие инвалидов ООН.

8.     Конвенция ООН «О правах инвалидов» (резолюция  Генеральной Ассамблеей ООН от 13 декабря 2006 года) «Положение об инклюзивном образовании»

В большинстве стран, признающих Стандартные Правила, используется общее законодательство о защите инвалидов. Существует также и специальное законодательство, способствующее более конкретному разграничению проблем инвалидов именно в условиях данной страны. Специальное законодательство действует, как правило, в таких областях как: установление национального координирующего и совещательного органа по вопросам, связанным с инвалидностью, вопросы приспособления окружающей среды для нужд инвалидов, обеспечение финансовой поддержки (социальных выплат) инвалидам, оказание услуг в образовании, занятости, реабилитации и здравоохранении.

Слайд 6.

Российское законодательство, регламентирующее права детей-инвалидов

При формировании российского законодательства в отношении инвалидов были учтены указанные выше международно-правовые документы.

1.     Конституция Российской Федерации (ч. 4 ст. 15) признает приоритет общепризнанных принципов и норм международного права.

Начиная с 90-х годов прошлого века в России было принято более 300 нормативных правовых актов, направленных на защиту интересов детей-инвалидов. После принятия Конституции Российской Федерации эти права были закреплены в

2.     Семейном кодексе Российской Федерации;

3.     Федеральном законе от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации",

4.     Федеральном законе от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации",

5.     Федеральном законе от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" и других.

6.     Особое значение имеет Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", определяющий государственную политику, в том числе и в области социальной защиты детей-инвалидов.

Слайд 7.

7.     Законе  Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ;

По экспертным оценкам в настоящее время 1,6 млн. детей, проживающих в Российской Федерации (4,5% от их общего числа), относятся к категории лиц с ограниченными возможностями и нуждаются в специальном (коррекционном) образовании, соответствующем их особым образовательным потребностям.

Закон Российской Федерации «Об образовании» учитывает особые потребности людей с ограниченными возможностями здоровья. Он гарантирует общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся (воспитанников).

Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от состояния здоровья (статья 5). Государство создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

В соответствии со статьей 79 рассматриваемого Закона, содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

            Для детей и подростков с ОВЗ органы управления образованием создают специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы), обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество.

8.     Еще одним основополагающим нормативно-правовым актом в сфере образования является Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Он также обязывает государство создавать условия для равной доступности высшего и послевузовского профессионального образования. Законом установлено, что студентам-инвалидам I и II групп размер стипендии увеличивается на 50%.

9.     Федеральным законом «О библиотечном деле» подтверждена государственная поддержка специализированных библиотек для слепых, сеть которых создавалась еще в советское время (их насчитывается 70 в разных регионах, 150 тысяч читателей пользуются ими бесплатно).

Таким образом, право лиц с ограниченными возможностями здоровья на получение образования в основном закреплено федеральным законодательством. 

10. кВ 2002 году Парламентской Ассамблеей стран СНГ был принят Модельный Закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)», который является основой для разработки, принятия и (или) совершенствования национального законодательства в области специального образования государств – участников СНГ.

Закон определяет понятия ограниченные возможности здоровья, полное государственное обеспечение, интегрированное образование и другие формы специального образования. Подробно характеризует образовательные учреждения специального образования. В Законе раскрывается в обобщенном виде механизм финансирования специального образования.

Слайд 8.

Федеральные целевые программы

Для  обеспечения прав детей-инвалидов и их социальной защиты  разрабатывалисьцелевые программы.

Большое значение в становлении и развитии новой системы работы с детьми-инвалидами и их семьями имеет федеральная целевая программа «Дети России».

Целями Программы «Дети России» на 2007-2010 годы являются создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей, а также государственная поддержка детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Так, благодаря реализации федеральной целевой подпрограммы «Дети-инвалиды», было начато формирование в России системы профилактики детской инвалидности.

В цели подпрограммы «Дети и семья» входит комплексное решение проблем семей с детьми-инвалидами, обеспечение их полноценной жизнедеятельности и интеграции с обществом.

Реализация мероприятий подпрограммы "Здоровое поколение" позволило продолжить совершенствование государственной поддержки службы материнства и детства, повысить доступность и качество медицинской помощи женщинам и детям.

Таким образом, выполнение комплекса мероприятий Программы способствовало, в частности, профилактике детской инвалидности и улучшению качества жизни детей-инвалидов и семей с детьми инвалидами.

В настоящее время реализуется также федеральная целевая программа «Развитие образования на 2016-2020 годы», предусматривающая принятие мер для расширения возможностей получения образования детьми с ограниченными возможностями (увеличения количества детей указанной категории, получивших общее среднее или профессиональное образование).

В 2005 году утверждена федеральная целевая программа «Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы».

В рамках указанных выше программ удалось добиться некоторых позитивных изменений в вопросе реализации права детей-инвалидов инвалидов на образование.

Слайд. 9.

Целевая программа «Доступная среда»

«Доступная среда» – многоцелевая государственная программа по защите и поддержке отдельных слоев населения, которые ограничены в своих действиях из-за состояния физического или психического здоровья.

Программа «Доступная среда» была утверждена распоряжением правительства России 17 ноября 2008 года. Первоначально федеральная программа была рассчитана на четыре года: с 2011 года по 2015 год. Впоследствии ее действие было продлено до 2020 года. 

Основные цели:

1.     Увеличение реабилитационных центров и улучшение качества их обслуживания.

2.     Подготовка профессиональных кадров по работе с инвалидами.

3.     Улучшение медицинской экспертизы по определению степени ограниченности.

4.     Введение инновационных международных разработок и концепций.

Слайд 10.

Социальная поддержка

Какие же выплаты и льготы положены ребенку-инвалиду от государства.

Помощь детям с ограниченными возможностями и инвалидам с детства регулируется на государственном уровне. Таким семьям положены различные ежемесячные выплаты (пенсия и пособия), а также несколько разновидностей трудовых, денежных и социальных льгот.

Все эти виды поддержки от государства призваны обеспечить ребенка-инвалида, его родителей и опекунов самым необходимым, оказывать содействие его социальной адаптации, поддержать здоровье и создать возможности, соответствующие возможностям других граждан.

Денежные выплаты на детей-инвалидов оформляются в заявительном порядке через отделения Пенсионного фонда России (ПФР) или многофункциональные центы (МФЦ). Каждая из них потребует самостоятельного оформления и подачи нужного пакета документов.

В некоторых регионах также существуют доплаты из регионального бюджета.

Слайд 11.

Кому положены выплаты и льготы на детей-инвалидов?

Первым шагом в получении пособий и льгот должно стать обращение в учреждение медико-социальной экспертизы (МСЭК) по месту жительства. Именно оно может признать ребенка инвалидом и выдать соответствующее заключение, необходимое для оформления всех видов соц.помощи.

Оформить пенсию по инвалидности на детей может родитель, опекун или другое лицо по их поручению. Обратиться можно в любой момент после возникновения соответствующего права. Выплаты будут назначены с месяца подачи заявления (если законом не предусматривается другое).

Размер пенсионных выплат устанавливается ст. 18 Федерального закона № 166-ФЗ от 15.12.2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Он подлежит индексации не реже 1 раза в год (ежегодно с 1 апреля).

Слайд 12.

Чтобы оформить социальную пенсию любого вида нужно предоставить документы, подтверждающие:

·         постоянное проживание заявителя на территории России;

·         факт нетрудоспособности лица, которому оформляется пенсия.

Для оформления пенсии на ребенка-инвалида в ПФР по месту жительства родителя (опекуна, попечителя), с которым проживает ребенок, нужно предоставить такие документы:

·         заявление от родителя (опекуна);

·         свидетельство о рождении ребенка;

·         акт освидетельствования МСЭ (выписка из него);

·         паспорт или другой документ, удостоверяющий личность заявителя и подтверждающий его проживание в России.

Слайд 13.

Ежемесячная денежная выплата (ЕДВ)

В составе пенсионного обеспечения всем семьям с детьми-инвалидами и инвалидами с детства предоставляется ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) и набор социальных услуг (НСУ). Размер ЕДВ будет зависеть от того, полностью или частично семья желает пользоваться НСУ в натуральной форме (или отказывается в его получении в пользу денежной компенсации).

С 01.02.2017 г. после очередной индексации максимальный размер ежемесячной выплаты на ребенка с инвалидностью составляет 2 527,06 руб. Минимальный размер ЕДВ при получении НСУ в натуральной форме составляет 1 478,09 руб.

Окончательная сумма ЕДВ, подлежащая выплате, определяется тем набором соцуслуг в составе НСУ, которые получателям выгодно сохранить или отменить. В таблице ниже приведены размеры выплаты, установленные на 2017 год согласно ст. 28.1 закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 г.

Размеры ЕДВ на ребенка и инвалида с детства с 01.02.2017 г., руб.

Размер ЕДВ в зависимости от сохранения НСУ

Ребенок-инвалид

Инвалиды с детства, группа

I

II

III

Минимальный — при сохранении полного НСУ

1 478,09

2 489,55

1 478,09

973,97

Максимальный — при полном отказе от НСУ
(807,94 + 124,99 + 116,04 = 1 048,97 руб.)

2 527,06

3 538,52

2 527,06

2 022,94

При сохранении права на:

·         ДЛО и санаторно-курортное лечение и отказе от ж/д транспорта (807,94 + 124,99 = 932,93 руб.)

1 594,13

2 605,59

1 594,13

1 090,01

·         лекарственные препараты (807,94 руб.)

1 719,12

2 730,58

1 719,12

1 215,00

·         санаторно-курортное лечение при отказе от ДЛО и ж/д транспорта (124,99 руб.)

2 402,07

3 413,53

2 402,07

1 897,95

·         бесплатный проезд на ж/д транспорте и на лекарственные препараты (116,04 + 807,94 = 923,98 руб.)

1 603,08

2 614,54

1 603,08

1 098,96

·         бесплатный проезд на ж/д транспорте и на санаторно-курортное лечение (116,04 + 124,99 = 241,03 руб.)

2 286,03

3 297,49

2 286,03

1 781,91

·         бесплатный проезд на ж/д транспорте при отказе от ДЛО и санаторно-курортного лечения (116,04 руб.)

2411,02

3422,48

2411,02

1906,90

Если семья уже получает пенсию по инвалидности, то чтобы оформить ЕДВ нужно обратиться в то отделение ПФР, куда гражданин уже обращался за назначением пенсии.

Слайд 14.

Набор социальных услуг (НСУ) для детей-инвалидов

На детей-инвалидов и лиц с инвалидностью с детства, получающих ежемесячную денежную выплату, по закону также автоматически предоставляется ежемесячный набор социальных услуг в натуральном виде. Он состоит из трех основных блоков и может выплачиваться в установленном денежном эквиваленте.

Получатель НСУ или его родители (опекуны) могут отказаться от получения соц. услуг в натуральном виде полностью или частично, получая вместо них денежное возмещение в составе ЕДВ. Изменить порядок получения набора услуг можно только с 1 января каждого следующего года при условии, что соответствующее заявление в ПФР подано до 1 октября текущего года.

Размер НСУ с 01.02.2017 г., руб.

Набор соцуслуг

Денежный эквивалент

Полный НСУ:

1 048,97

1. Обеспечение лекарствами по рецептам, медицинскими изделиями, лечебными продуктами питания для детей

807,94

2. Предоставление путевок на санаторно-курортное лечение

124,99

3. Бесплатный проезд на пригородном ж/д транспорте, а также междугородном транспорте к месту лечения и домой

116,04

Примечание: Ребенок с инвалидностью, а также инвалид с детства I группы, который может ездить только с сопровождением, имеет право на получение второй путевки на курорт для сопровождающего лица, а также на его обеспечение бесплатными билетами при выезде к месту лечения и назад.

Поскольку НСУ является частью ЕДВ, для его получения не требуется идти в ПФР и писать отдельное заявление! При назначении ЕДВ у ребенка-инвалида сразу автоматически возникает право на НСУ в натуральной форме, о чем в ПФР выдается соответствующая справка.

Гражданин также имеет право отказаться от получения НСУ в натуральной форме, получая вместо него денежный эквивалент в составе ЕДВ.

Слайд 15.

Пособие по уходу за ребенком-инвалидом неработающему родителю

Если трудоспособный родитель (опекун или иное лицо) ухаживает за ребенком, требующим постоянного присмотра, и не имеет возможности по этой причине работать, он может рассчитывать на специальное ежемесячное пособие. За осуществление ухода на каждого ребенка-инвалида или инвалида с детства I группы полагается выплата в размере:

·         5500 руб. — если уход осуществляется родителем, усыновителем либо опекуном

·         1200 руб. — если ухаживает другое лицо).

При II и III группах инвалидности на ребенка после 18 лет это пособие не положено. Ниже приводятся некоторые другие особенности его назначения:

·         при обращении за выплатой родителям (опекунам) потребуется документально доказать, что ребенок нуждается в постоянном ходе;

·         выплата перечисляется вместе с социальной пенсией по инвалидности;

·         пособие положено трудоспособным неработающим гражданам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом, и не выплачивается пенсионерам или получателям пособия по безработице через службу занятости населения (ЦЗН).

В отличие от других выплат Пенсионного фонда, размер этого пособия не подлежит ежегодной индексации. При этом до 2013 года размер выплаты был единым и составлял 1200 руб. независимо от того, кто осуществляет уход, а сейчас установлена повышенная сумма 5500 руб. для родителей и опекуна.

Слайд 16.

Размер пенсии детям-инвалидам в 2017 году и иных ежемесячных выплат, руб.

Вид социальной выплаты

Детям-инвалидам

Инвалидам с детства

1 группы

2 группы

3 группы

Социальная пенсия

11 903,51

11 903,51

9 919,73

4 215,90

Ежемесячная денежная выплата ЕДВ (в скобках — максимум при отказе от НСУ)

1478,09

(2527,06)

2489,55

(3538,52)

1478,09

(2527,06)

973,97

(2022,94)

Набор социальных услуг НСУ

в натуральной форме (0 руб.) или в денежном эквиваленте
807,94 + 124,99 + 116,04 = 1048,97 руб.

Ежемесячная выплата по уходу неработающими трудоспособными лицами

·         5500 — родителями, опекунами;

·         1200 — иными лицами

не выплачивается

Примечания: Каждая из указанных выше выплат является ежемесячной. Максимальный размер ЕДВ подразумевает отказ от НСУ и состоит из минимальной суммы + размер денежного эквивалента НСУ.

При усыновлении ребенка-инвалида государство выплачивает через Соцзащиту также единовременное пособие по передаче ребенка в семью на воспитание в повышенном размере 124929,83 руб.

Слайд 17.

Таким образом, семьи с детьми-инвалидами и инвалидами с детства в 2017 году могут получать от государства в лице Пенсионного фонда помощь (без учета дополнительных льгот) в таком максимальном размере:

·         При уходе за ребенком-инвалидом:

o    если ухаживает родитель (опекун, усыновитель) — до 19 930,57 руб.;

o    если ухаживает другое стороннее лицо — до 15 630,57 руб.

·         При уходе за инвалидом с детства:

o    1 группы:

§  если за ним ухаживает родитель или опекун — до 20 942,03 руб.;

§  если уход осуществляют другие лица — до 16 642,03 руб.;

o    2 группы — до 12 446,79 руб.;

o    3 группы — до 6 238,84 руб.

Слайд 18.

Материнский капитал на социальную адаптацию и интеграцию в общество.

Использование федерального материнского капитала для адаптации детей-инвалидов является новым направлением реализации программы. Оно введено с 1 января 2016 г., однако фактически использовать его стало возможно только несколькими месяцами спустя.

Средства из маткапитала можно тратить на покупку товаров и оплату услуг, направленных на социальную адаптацию и интеграцию в общество ребенка-инвалида (любого из детей в семье, а не обязательного давшего право на сертификат) в виде компенсации уже потраченных на это денег.

В оплату медицинских услуг, реабилитацию и покупку лекарств средства вкладывать не разрешается! На практике деньги из материнского капитала стало возможным использовать на деток-инвалидов только после выхода Распоряжения Правительства РФ № 831-р от 30.04.2016 г., утверждающего перечень соответствующих товаров и услуг (48 наименований).

Льготы детям инвалидам и их родителям в 2017 году

Помимо денежных выплат, детям с инвалидностью и их родителям предоставляется множество льгот, призванных повысить их уровень жизни.

Государство берет на себя обязанность поддерживать семьи, в которых члены семьи обладают особыми потребностями, исходя из принципа категориальности. То есть помощь предоставляется на каждого ребенка-инвалида, семья которого имеет основания для получения льгот и выплат, а не исходя из фактической нуждаемости семьи. Т.е. все эти виды помощи назначаются вне зависимости от материального положения семьи, и в ближайшее время государство не планирует пересматривать этот принцип.

Слайд 19.

Налоговый вычет на ребенка-инвалида в 2017 году (льгота по НДФЛ)

На каждого из детей-инвалидов до 18 лет (или на учащегося по очной форме студента, аспиранта с инвалидностью 1, 2 группы до 24 лет) предоставляется льгота по НДФЛ, которая полагается обоим родителям (усыновителям, опекунам) ребенка-инвалида.

Налоговый вычет на ребенка предоставляется только работающему родителю и призван увеличить «чистый», не облагаемый налогом размер зарплаты. Фактически он являет собой сумму, которая вычитается из доходов перед тем, как с них снимут налоги, и выплачивается физическому лицу в чистом виде.

Льгота представляет собой так называемый стандартный налоговый вычет (предоставляется независимо от выполнения каких-либо обстоятельств) по ст. 218 Налогового кодекса (НК) РФ. Ее размер составляет:

·         12 000 руб. — родителю, усыновителю;

·         6 000 руб. — опекуну, приемному родителю.

Указанные повышенные суммы действуют с 01.01.2016 г. (закон № 317-ФЗ от 23.11.2015 г.). До этого льгота по НДФЛ составляла 3 000 руб. за одного ребенка-инвалида — и для родителя, и для опекуна.

Особенности оформления налогового вычета:

·         предоставляется пропорционально количеству детей-инвалидов в семье;

·         не зависит от оформления других видов соцпомощи;

·         дается до конца года, в котором получатель утратит на нее право;

·         если ребенка обеспечивает единственный родитель, льгота ему предоставляется в удвоенном размере;

·         обращаться за вычетом следует по месту работы.

В 2017 г. налоговые льготы предоставляются на суммарный годовой доход одного из родителей в размере до 350 000 руб. Начиная с месяца, в котором общий заработок превысил 350 тысяч, до конца года вычет по НДФЛ уже не применяется.

Слайд 20.

Льготы родителям детей инвалидов по Трудовому кодексу

В Трудовом кодексе (ТК) РФ для работающих родителей с детьми-инвалидами также устанавливается ряд льгот, которыми можно и нужно пользоваться вне зависимости от региона проживания, формы собственности предприятия и внутренних правил трудового распорядка, которые устанавливаются коллективным договором и другими внутренними документами.

Работающим родителям или опекунам детей-инвалидов предусматривают следующие трудовые льготы:

·         Четыре дополнительных оплачиваемых выходных в месяц. Предоставляются по заявлению родителя (опекуна), оплачиваются из средств соцстраха. Могут быть предоставлены одному лицу, ухаживающему за ребенком, или разделены между несколькими.

·         Предоставление женщине, воспитывающей ребенка-инвалида до 16 лет, по ее желанию неполной рабочей недели или неполного дня с оплатой пропорционально фактическому времени работы. При этом продолжительность ежегодного отпуска не укорачивается, стаж не уменьшается.

·         Один неоплачиваемый выходной женщине в сельской местности (по заявлению, независимо от общего числа детей-инвалидов в семье).

·         Невозможность увольнения одинокой матери (кроме случая ликвидации предприятия).

·         Запрет работодателю привлекать к работам в ночное время.

·         Дополнительный неоплачиваемый отпуск до 14 дней в удобное заявителю время.

Досрочная пенсия родителям детей-инвалидов

Один из родителей (опекунов) ребенка-инвалида имеет право на досрочный выход на пенсию по старости. При условии, что родитель (опекун) воспитал ребенка до 8-летнего возраста, он может оформить трудовую пенсию в таком возрасте:

·         55 лет — мужчина при наличии 20-летнего страхового стажа.

·         50 лет — женщина при 15-летнем непрерывном стаже работы.

Период ухода за ребенком с инвалидностью или лицом-инвалидом с детства засчитывается в трудовой стаж ухаживающего с увеличивающим коэффициентом 1,8. Периоды попечительства над ребенком-инвалидом 14-18 лет не могут быть умножены на этот коэффициент.

Даже если инвалидность с детства назначена для лица с 18 лет, это не лишает родителей, воспитавших его до 8 лет, права на досрочную пенсию. К моменту обращения за пенсией ребенок не обязательно должен быть инвалидом. Это же распространяется на родителей усыновленных и опекаемых детей, но только при условии усыновления (установления опеки) в возрасте до 8 лет.

Слайд 21.

Алименты на нетрудоспособных совершеннолетних детей

Согласно ст. 85 Семейного кодекса (СК) РФ, родители обязаны содержать своих уже совершеннолетних, но нетрудоспособных детей. К ним относятся в том числе инвалиды с детства 1, 2 и 3 группы.

Алименты после 18 лет им положены при наличии таких оснований:

·         невозможность лица с инвалидностью работать;

·         нуждаемостью (неспособность обеспечить себя самостоятельно).

В случае развода родителей материальная поддержка на ребенка предоставляется в виде ежемесячных алиментов. Последние могут быть назначены в одном из двух вариантов:

·         по соглашению сторон в произвольной сумме.

·         по решению суда в фиксированном размере, не зависящем от дохода плательщика (при этом судом учитываются материальное и семейное положение обеих сторон, другие важные факторы).

При необходимости по решению суда также могут быть установлены алименты на содержание нуждающегося супруга, осуществляющего уход за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства 1 группы в соответствии со ст. 89 СК РФ.

Слайд 22.

Земельный участок и право на дополнительную жилую площадь

В ст. 17 закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 г. оговорены льготы для семей с детьми-инвалидами, касающиеся жилплощади и права на улучшение условий проживания. Среди них:

·         Возможность получить жилое помещение в собственность или по договору социального найма при нуждаемости в улучшении жилищных условий (для находящихся на учете в качестве нуждающихся на улучшение жилищных условий). При этом площадь помещения по договору соцнайма должна превышать нормативы, приходящиеся на одного человека, но не более, чем в два раза.

·         Первоочередное получение земельного участка для постройки жилого частного дома, ведения подсобного или дачного хозяйства, садоводства.

·         Компенсация 50%:

o    на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (по нормативам);

o    на оплату взноса за капремонт жилья.

Право на дополнительную жилплощадь (отдельную комнату или добавочные 10 кв. м) предоставляется семьям, в которых дети страдают от психических расстройств, поражений ЦНС с тяжелыми последствиями и есть необходимость использовать кресла-коляски.

Слайд 23.

Льготы при поступлении ребенка в колледж и вуз

При условии, что ребенок-инвалид или инвалид с детства прошел вступительные испытания в высшее или среднее специальное учебное заведение, его должны зачислить вне конкурса без учета данных аттестата. Но только при условии, что обучение в конкретном заведении не противопоказано по результатам медкомиссии.

При поступлении в вуз по программе бакалавриата или специалитета ребенку-инвалиду или лицу с инвалидностью с детства 1, 2, 3 групп предоставляются такие льготы:

·         возможность поступить без вступительных экзаменов на бюджет;

·         прием в пределах квоты при успешной сдаче экзаменов;

·         преимущественное право на зачисление (при одинаковом количестве баллов у абитуриента без льгот и инвалида предпочтение отдается последнему);

·         бесплатное обучение на подготовительном отделении, если у ребенка нет противопоказаний к учебе в данном заведении.

Указанными льготами можно воспользоваться только один раз, поэтому учебное заведение и будущую специальность стоит выбирать очень внимательно.

Слайд 24.

Другие меры социальной поддержки детям-инвалидам

Дети с особыми потребностями могут рассчитывать на такие дополнительные виды социальной помощи:

·         первоочередной прием дошкольников в детсады, бесплатное их посещение;

·         возможность изучать школьную программу на дому (если невозможность посещать школу подтверждена медицинской справкой);

·         бесплатное питание в школе;

·         щадящий режим сдачи ЕГЭ;

·         помощь соцслужб в реабилитации (социальной, психологической).

Слайд 25.

Заключение

К сожалению, пока на пути к максимальной социальной адаптации детей и инвалидов с детства для создания им возможностей к полноценной жизни российскому обществу нужно преодолеть еще очень много препятствий. Однако государство берет на себя обязанность поддерживать детей-инвалидов и их семьи.

Слайд 26.

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»